Бесплатный шиномонтаж

Мотоцикл или машина: что лучше? Преимущества и недостатки байка, особенности выбора

Машин на дорогах предостаточно, их количество с каждым годом увеличивается. Автовладельцы, которые простаивают в пробках, с завистью смотрят на мотоциклистов: байкеры лавируют в транспортном потоке, передвигаются в разы быстрее в условиях перегруженных городских дорог. 

Стоит ли выбрать мотоцикл вместо автомобиля? Будет ли комфортнее ездить? Разбираемся. 

Источник изображения

Преимущества двухколёсного транспорта

Мотоцикл как альтернатива автомобилю выигрывает по части свободы. Байкер наслаждается ветром, пейзажами и манёвренностью своего транспортного средства. 

Источник изображения

Другие достоинства двухколёсного железного коня:

  1. Сравнительно простое управление. Научиться водить мотоцикл проще, чем автомобиль. Нюансов меньше, поэтому достичь в этом деле мастерства удаётся быстрее. Через несколько занятий новички понимают, как ездить. Остальное — дело практики. 

  2. Манёвренность. Двухколёсный транспорт объедет пробки, места аварии или ремонтных работ. За счёт этого добраться до точки назначения получится быстрее.

  3. Меньше расходов на обслуживание, топливо. У мототранспорта по сравнению с машинами меньше узлов, поэтому и расходных деталей и запчастей нужно не так много. Благодаря меньшей массе топливные расходы на преодоление одинакового расстояния тоже ниже. Иногда можно самостоятельно разобраться в деталях байка, своими руками заменить, отремонтировать что-то без сложного диагностического оборудования.

Как у любого другого транспортного средства, у байков есть и недостатки. Их тоже стоит учитывать перед тем, как сделать выбор в пользу машины или эндуро, мопеда, скутера. 

Недостатки мотоциклов

Перечисленные ниже недостатки — результат статистики, отзывов участников дорожного движения, экспертного мнения.

  1. Аварийность. Новички, у которых мало или совсем нет опыта, самоуверенно выезжают на магистрали с большим трафиком. В итоге — ДТП. Это наиболее частая причина аварий.

  2. Угоны. Двухколёсный транспорт проще угнать, чем авто. Даже противоугонные средства не всегда помогут. 

  3. Сезонность. Катаются на мотоциклах примерно с середины весны и до середины осени. В остальное время придётся ездить на машине, общественном транспорте или такси. Или закаляться. 

  4. Если нет желания ездить на мотоцикле зимой, понадобится искать гараж, паркинг под сезонное хранение. 

Есть дополнительные расходы на экипировку. Бюджетные варианты, как правило, недостаточно эффективные, а качественные средства защиты стоят дорого. 

Виды мототехники: что выбрать

Выбор замены автомобилю начинается с изучения информации о разновидностях мототехники. Это и мотоциклы, и мопеды, и скутеры, и питбайки. Если планируют езду по загородным дорогам, покупают квадроциклы, трициклы. 

Выбор зависит от того, по какой дороге и как часто будет осуществляться езда на мототранспорте. Кому-то предстоит ездить по бездорожью, другим — получать адреналин от скорости. А кто-то захочет взять надёжный недорогой транспорт для ежедневной езды на работу и обратно. 

Мотоциклы

К ним относят двухколёсный транспорт с объёмом двигателя от 125 до 2000 см3. С учётом назначения выделяют следующие виды мотоциклов:

  • Классические. Масса — до 250 кг. У таких мото минимум пластиковых деталей, есть плавное ускорение и движок с достаточной тягой на низких оборотах.

  • Спортбайки. Это мототехника с аэродинамическим обвесом, высокооборотистым двигателем, лежачей посадкой, жёсткой подвеской, разгоном до 350 км/ч.

  • Спортивно-туристические. Такие модели отличаются мощным мотором, удлинённой колёсной базой, прямой посадкой и аэродинамическим обвесом, мягкими подвесками.

  • Туристические. К ним относится тяжёлая крупногабаритная мототехника массой до 600 кг с объёмом мотора до 2000 см3, круиз-контролем, ветровым стеклом, пассажирским сиденьем со спинкой.

  • Кроссовые. Не подойдут для новичков. Это профессиональные внедорожники с высокооборотистыми моторами, жёсткими подвесками под прыжки с трамплинов.

  • Эндуро — любительские внедорожники с длинноходными мягкими подвесками, тяговым двигателем.

Источник изображения

Нельзя сказать, что лучше. У каждого транспорта есть своё назначение. Разнятся и характеристики, цена, обслуживание. На какой модели остановить выбор, решать только тому, кто будет ездить.

Мопеды

По внешнему виду похожи на уменьшенные мотоциклы классического типа. Отличаются не только размерами, но и маломощным мотором до 50 см3. Такой двигатель ограничивает скорость транспортного средства до 60 км/ч по прямой. С горками мопеды справляются тяжело, зато экономят топливо.

Источник изображения

Скутеры

Отличить их от мотоцикла можно сразу по внешнему виду. Конструкция скутеров оснащена широким обтекателем впереди, а вместо подножек — большая площадка. Посадка на скутере прямая, ноги впереди. Объём мотора — до 650 см3

Трансмиссия в большинстве случаев вариаторная. Это означает, что при разгоне и торможении не нужно будет переключать передачи. 

Колёса — до 17 дюймов в диаметре. Тормоза — рычаги на руле. Клиренс минимальный. Скутеры удобны, чтобы передвигаться по городским улицам. 

Источник изображения

Питбайки

Похожи на эндуро, но легче в управлении, компактнее в габаритах. Стандартные питбайки весят не более 80 кг, комплектуются колёсами на 14–17 дюймов. 

Объём мотора — до 125 см3. Это даёт разгон до 100 км/ч. Что касается коробки передач, новичкам в этом деле желательно выбрать автоматическую. 

Источник изображения

Сравнение расходов на мотоциклы и автомобили

Замена авто мотоциклом даст не только разницу в комфорте. Байкер всегда пыльный, взмокший. В дождливую погоду ещё и грязный. Но если взять в пример преодоление пробок, он всюду «проскочит», быстрее доедет до места назначения. 

Может, расходы на содержание мотоцикла меньше, раз сама техника не такая громоздкая? 

Цены на транспорт

Среди российских машин самой доступной будет LADA Granta. Новая стоит около 700 тыс. рублей. За подержанную понадобится выложить 300 тыс. рублей. Потрёпанная иномарка обойдётся примерно в 450 тыс. рублей. 

Новый скутер или мотоцикл китайско-российского происхождения с механической коробкой передач и мотором до 50 кубов стоит до 70 тыс. рублей. Дополнительный плюс: его не нужно регистрировать в ГАИ, разрешена езда по городским улицам с правами любой открытой категории. 

Около 100 тыс. рублей стоит байк совместного производства РФ и КНР с движком на 150 кубов. Подержанный японский байк обойдётся в 200–400 тыс. рублей, новый китайский или индийский с достойными характеристиками — от 400 до 700 тыс. рублей. 

Экипировка, страховка

Для мототехники с мощностью движка до 50 кубов оформлять документы ОСАГО не требуют. Другие байки оформляют, но без применения коэффициента мощности. Таким образом, страховой полис будет стоить одинаково для байков на 15 и 150 л. с. 

Источник изображения

В отличие от автовладельцев, водители двухколёсного транспорта тратят деньги на экипировку. 

Согласно ПДД, мотоциклист не имеет права ездить без шлема. А он стоит немало: 15–45 тыс. рублей в зависимости от бренда. Кроме шлема, мотоциклисты покупают ботинки, штаны и куртку, перчатки. Бюджетная экипировка потянет на 40 тыс. рублей, надёжная — на сотни тысяч.

Другие расходы 

Транспортные налоги делятся в зависимости от мощности байков. Максимальный предел для моторов с 35 л. с. — 50 рублей за каждую «лошадку». Автовладельцы оплачивают аналогичный тариф за движок мощностью 175–200 л. с. В абсолютных величинах расходы на транспортные налоги у мотоциклиста ниже.

Бензина нужно на 35–50% меньше, чем для автомобиля сопоставимого уровня. 

Источник изображения

Городские парковки платные только для автомобилей. Тем, кто ежедневно тратит время на езду в центр Москвы, абонемент на парковку обойдётся в 15–37 тыс. рублей ежемесячно. 

Мотоциклисты же могут днём бесплатно оставлять в предназначенных местах свой транспорт. Но в ночное время без охраны никак. С учётом вида стоянки расходы потянут на 5–10 тыс. рублей ежемесячно. 

Расходы на обслуживание и ремонт

Кажется, что более мелкие детали на мототехнику должны стоить дешевле. Но нет. Например, за тормозные колодки понадобится заплатить от 1000 рублей. За одно колесо байкеру нужно выложить около 20 тыс. рублей, а это стоимость целого комплекта автопокрышек. Причём автовладельцы могут сэкономить и купить бюджетный вариант. Для байкера экономия чревата фатальными последствиями. 

Источник изображения

Эксплуатационный срок колёс и колодок на байках меньше. Даже воздушный фильтр обходится в разы дороже: если на авто российского производства деталь можно найти за 200 рублей, на иномарку — за 1000 рублей, то на мото Honda VTX дешевле 3000 рублей фильтров просто нет. 

Так обстоит дело и с моторным маслом. Оно дороже автомобильного, хотя вязкость аналогичная. 

Примерно одинаковые цены на свечи и масляный фильтр, 100% экономия на салонном фильтре. 

Цены на запчасти мототехники (карбюраторы, фильтры, расходники) отличаются в зависимости от брендов. 

Что же выбрать

Источник изображения

Мототехника как альтернатива легковому авто обойдётся дешевле, если сравнивать ТС сопоставимого уровня. Условным аналогом LADA Granta будет бюджетный «китаец». А если речь идёт о дорогостоящих туристических BMW и Harley-Davidson, их стоит сравнивать с люксовыми авто по цене в несколько миллионов. 

Мотоциклист экономит на топливе, парковке, ОСАГО. На экипировку тратит много, но разово. Расходники и запчасти на мототехнику стоят не меньше, чем автомобильные. 

Чем чаще байкер будет использовать транспорт, тем больше статья расходов на обслуживание и ремонт.

Единственный пункт сравнения, который не купить за деньги, это ощущения. 

Слушайте разум и сердце. Но что бы вы ни выбрали, позаботьтесь о безопасности. Это главное.