Бесплатный шиномонтаж

Рулевая тяга: что это, признаки неисправности, выполнение замены

Некоторые автомобилисты игнорируют стук в передней подвеске, поскольку считают, что это несерьёзная проблема. Но такие звуки не появляются случайно. Часто они свидетельствуют о неисправностях рулевой тяги. Со временем эта поломка усугубляется и отражается на управляемости авто.

О том, как устроена рулевая тяга, какие могут быть у неё разновидности, как заменить — далее в статье.

Рулевая тяга: что это

Неопытные автомобилисты не понимают разницы между рулевой рейкой и рулевой тягой, но она значительная. Так, рулевая рейка — это механизм управления колёсной базой, внутри которого есть зубчатый вал. Он и соединён с левой и правой рулевой тягой.

Рулевая тяга — это та часть рулевой конструкции, которая обеспечивает поворот колёс на необходимый угол. Она передаёт усилие от рулевой рейки на поворотные кулаки. У легкового авто, минивэна и внедорожника устройство рулевой тяги будет отличаться: могут быть наконечники на концах или резьба и наконечник.

Разновидности рулевых тяг

Рулевое управление автомобилей бывает трёх видов, в каждом из которых используют определённый вид тяг:

  1. Червячный тип. Сложная система, которая включает большое количество шарниров и несколько рулевых тяг. В основе передачи — глобоидный червяк с переменным диаметром. Он контактирует с роликом, который жёстко соединён с сошкой и передаёт усилие на рулевые тяги. Всё это увеличивает углы поворота колёс. 

  2. Винтовой тип. Здесь рулевой вал оснащают винтом, на который одевают гайку с рейкой. Последняя соединена с сошкой. Когда водитель поворачивает руль, винт сдвигает гайку, рейка отклоняется, воздействует на сошку и рулевые тяги. Такой механизм меньше подвержен износу. При этом у него сложная конструкция, дорогое исполнение. Поэтому винтовой тип управления устанавливают только на седаны представительского класса, грузовики и автобусы.

  3. Реечный тип. Такую систему устанавливают в большинство современных автомобилей. Здесь на рулевой вал одевают шестерню. Она контактирует с рейкой, в которой прорезали зубья. При повороте руля шестерня сдвигает в сторону рейку, приводит рулевые тяги в движение. Преимущество такого типа — в компактности, точности и лёгкости управления авто. К тому же благодаря небольшому количеству рулевых тяг и шарниров реечное управление куда дешевле червячного.

По месту установки рулевая тяга может быть трёх видов: левая, правая и средняя. Но некоторые автомобилисты используют названия «поперечная тяга» и «продольная». Здесь может возникнуть путаница: в первом случае — три вида, а во втором — всего два.

Чтобы не ошибиться, запомните:

  1. Поперечная тяга — это средняя или центральная.

  2. Продольной называют левую или правую тяги.

Продольная тяга есть только в системах червячного типа. Например, в классических моделях ВАЗа и ретроавтомобилях разных марок. О том, стоит ли покупать старое авто, читайте здесь.

Функции рулевых тяг

У этого узла несколько функций:

  1. Передаёт усилие от руля на рычаги, которые находятся на поворотных кулаках колёс.

  2. Регулирует угол поворота колёс в зависимости от поворота руля.

  3. Когда машина входит в поворот, рулевые тяги удерживают колёса в заданном положении.

При неисправности тяг синхронность работы рулевого узла может быть нарушена. По этой причине возрастает риск аварий.

Признаки неисправности рулевых тяг

Показатели того, что тяги работают некорректно:

  1. Колёса не реагируют на поворот руля.

  2. Передняя подвеска начинает стучать. Чаще всего такие звуки раздаются справа.

  3. Чтобы повернуть руль, нужно приложить усилие.

  4. Раздаются хрусты при повороте руля.

  5. После поворота руль не возвращается в начальное положение.

  6. Машина отклоняется вправо или влево при центральном положении руля.

Причина появления таких дефектов — значительный износ шарнира тяг. Ремонт зависит от типа узла. Если тяга неразборная, её придётся заменить целиком. В разборных конструкциях восстанавливают рабочие поверхности.

Основные неисправности рулевых тяг

Разберём несколько частых проблем:

  • выходят из строя шплинты, которые удерживают корончатые гайки;

  • со временем могут разорваться пыльники;

  • в шарнире изнашивается сферическая поверхность пальца или металлический вкладыш;

  • износ резьбовых частей втулок.

Если разорвался пыльник, то с ремонтом затягивать не стоит. В этом случае металлические элементы узла будут не защищены от грязи, влаги, быстро выйдут из строя. Рулевая тяга может «не пережить» зиму при езде с порванным защитным чехлом.

Самостоятельная диагностика поломки рулевых тяг

Износ шарнира несложно определить самостоятельно. Для этого пошатайте колёса автомобиля руками. Лучше всего проводить процедуру на подъёмнике. Для проверки в полевых условиях можно использовать обычный домкрат. 

Нужно вывесить передние колёса поочерёдно и проверить люфт. Если колесо шатается во всех направлениях, это свидетельствует о выходе из строя ступичного подшипника. Если сильно износились обоймы и сепаратор, то вы услышите щелчки и другие звуки при вращении колеса.

Иногда колесо свободно движется только в горизонтальной плоскости. Это свидетельствует о неисправности шарнира.

Лучше проверять неисправность рулевых тяг вдвоём. Тогда один человек шатает вывешенное колесо, а другой осматривает тягу и шаровую опору. Большой свободный ход — главный признак неисправности. В этом случае выкрутите рулевое колесо влево или вправо до упора и пошатайте шарнир рукой. Заметный люфт говорит об износе рулевой рейки.

Как заменить рулевую тягу

Если вы проводите замену самостоятельно, то в первую очередь поставьте машину на ручник. Под задние колёса установите стопоры.

Алгоритм действий:

  1. При замене правой рулевой тяги нужно вывернуть колёса влево (и наоборот).

  2. Установите на опоры переднюю часть авто.

  3. Открутите шаровый шарнир от рычага. Снимите фиксаторы.

  4. Извлеките палец шарнира. Для этого нужен специальный съёмник.

  5. Отсоедините тягу от рулевой. Для этого отвинтите концы стопорных пластин и открутите болты.

  6. Установите новую тягу.

Иногда нужно снять рулевой наконечник. Перед тем как ослабить гайку, зажмите шестигранник муфты наконечника в тисках. Важно затянуть новую гайку с тем же усилием. Поэтому при откручивании нужно считать количество оборотов. Не забудьте смазать силиконом пылезащитный чехол перед установкой.